Родителям

Чеботарева Л.В.

«Как наладить отношения с подростком»

1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким.

2. Установите доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед.

3. Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!

4. Общайтесь с подростком в соответствии с темпом развития его отношений с окружающим миром.

5. Для сохранения эмоционального контакта крайне необходимо общение. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, станет больше доверять Вам. Осторожно критикуйте молодежные музыку, моду в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.

6. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.

7. Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.

8. Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.

9. Никогда не оскорбляйте подростка. 

10. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред — эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.

11. Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества — НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Родители, которые продолжают общаться с подростком так же, как общались с ним в детстве, не получат ожидаемых результатов. Насильно навязанные собственные принципы приводят к спорам, утрате самообладания и оскорблениям. Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки родителей спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают подростка к бунту. Родители, сами того не осознавая, лишают подростка эмоциональной поддержки и начинают с ним словесную войну. Наши намерения как родителей могут быть благими, но результаты однозначно плохи.

12. Подросток хочет быть частью семьи и в то же время быть независимым от семьи. Часто это выражается как потребность в личном пространстве. Выделение личного помещения и возможность его самостоятельно оформить — вот те желания подростков, которые, если удовлетворяются в сопровождении проявлений любви, способствуют формированию чувства независимости.

13. Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Например, если Вы навязчиво расспрашиваете подростка о каком-нибудь друге, то можете услышать, что Вы лезете не в свое дело. Потребность в данном виде независимости может проявляться в отказе принимать ваши проявления любви, против которых раньше дети ничего не имели.

14. Не удивляйтесь, если подросток вдруг откажется от вашей помощи. Теперь он все хочет делать сам, причем не так, как сделали бы это вы. 

15. Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если родители не могут похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.

16. Подростки очень любят общаться. Желание подростка быть с друзьями — это не отказ от родителей; это свидетельство того, что его горизонты общения расширяются. 

17. Важная область подростковой независимости — это их музыкальные вкусы. Подростки выбирают свою музыку. Родитель, который критикует музыку, выбранную подростком, косвенным образом критикует и самого подростка. Если критика продолжается, то ребенок может сделать вывод, что его не любят. 

Рекомендации педагога-психолога для родителей, чьи дети перешли в новый школьный коллектив

Ваш ребенок вливается в новый школьный коллектив? Вы хотите поддержать его в этот непростой период?

Прислушайтесь к нашим рекомендациям. 

  1. Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Выбирайте время, свободное от домашних дел и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  3. Постарайтесь понять, с какими трудностями столкнулся ребенок попав в новый коллектив.
  4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  5. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. Однако при этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  7. Помогите ребенку запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт постарайтесь понять их требования к работе по данной дисциплине. А также находите время для бесед с учителями об успеваемости вашего ребенка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  8. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание.
  9. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
  10. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  11. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  12. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
  13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для его возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  14. Организуйте правильное и сбалансированное питание: витамины, фрукты, овощи, творог, рыба, мясо.  
  15. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность: «Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!»

Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий трудный день.

Как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формирование привычки их употреблять

10-12 лет: интересует все, что связано с ними, их действие, способ употребления. О последствиях если и слышат, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

12-14 лет: основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. О существовании глобальных проблем задумывались лишь некоторые, пробовали наркотик немногие - из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают многие из опыта знакомых или по рассказам. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблемах только между собой.

14-16 лет: по отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1) употребляющие и сочувствующие - интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении без наличная зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

2) радикальные противники, считающие употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Из них получаются хорошие волонтеры.

3) не определившие своего отношения к наркотикам. Значит часть может начать употреблять под влиянием друзей.

16-18 лет те же группы, но

1) в этой группе пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают применение и последствия употребления и скорость развития процессов, влияющие на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.

2) в этой группе растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.

3) их число значительно уменьшилось. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках, они детализируются и становятся более объективными. В это время молодые люди должны справляться с большим количеством задач развития (создание собственной семьи, признание в своей возрастной группе, завязывание дружеских и партнерских отношений, определение перспективы будущей профессии, создание собственной шкалы ценностей и этическое самосознание как основа собственного поведения...).

Если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо решение этих задач является для него или кажется ему невозможным - он нуждается в помощи, попадает в «группу риска». 

Родителям о суициде

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА

О возможном суициде говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ

ØПоиск помощи — большинство людей, думающих о суициде, не хотят умирать. Cуицид рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
ØБезнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
ØМножественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
ØПопытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
ØСпособ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте, Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем — признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.