Рекомендации психолога Как заметить надвигающийся суицид

Чеботарева Л.В.

Рекомендации психолога Как заметить надвигающийся суицид

Внешний вид и поведение

·         Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

·         Тихий монотонный голос

·         Замедленная речь

·         Краткость ответов

·         Отсутствие ответов

·         Ускоренная экспрессивная речь

·         Патетические интонации

·         Причитания

·         Склонность к нытью

·         Общая двигательная заторможенность

·         Бездеятельность, адинамия

·         Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

·         Скука

·         Грусть

·         Уныние

·         Угнетенность

·         Мрачная угрюмость

·         Злобность

·         Раздражительность

·         Ворчливость

·         Брюзжание

·         Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

·         Чувство ненависти к благополучию окружающих

·         Чувство физического недовольства

·         Безразличное отношение к себе, окружающим

·         Чувство бесчувствия

·         Тревога беспредметная (немотивированная)

·         Тревога предметная (мотивированная)

·         Ожидание непоправимой беды

·         Страхи

·         Тоска как постоянный фон настроения

·         Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

·         Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

·         депрессия

·         неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой

·         маниакально-депрессивный психоз

·         шизофрения

Оценка собственной жизни

·         Пессимистическая оценка своего прошлого

·         Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

·         Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

·         Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

·         Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

·         Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

·         Склонность к нытью

·         Капризность

·         Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Психологические рекомендации педагога психолога для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену.

• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогайте избежать ошибок.

• Поддерживайте выпускника при неудачах.

• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

• Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

• Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

Советы классному руководителю

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

• нарушение ориентации, понижение точности движений;

• снижение контрольных функций;

• обострение оборонительных реакций;

• понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.

• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.

• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.

• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

В подготовительный период рекомендуем:

• Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.

• Не нагнетать обстановку.

• Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ. 

педагог психолог

Чеботарева Л.В.